Почему слуга испытывает больше эмоций, чем господин?
Слушать в YouTube: 00:50:19 – 00:54:34
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами пишет в «Чайтанья Чаритамрите», что всё то, что чувствует Радхика, ощущают и гопи. Как лиана (лата) и веточки на этой лиане, или цветочки.
Радхика трепещет от любовного экстаза? Все сакхи тоже начинают трепетать и ощущать то же самое.
Куда смотрит муж?..
Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: «Когда же я рожусь на Варшане и выйду замуж в Явате, чтобы все время быть с Радхикой»? А в «Вилапа Кусуманджали», в первом стихе, Шрила Рагхунатха дас Госвами прославляет Шрилу Рупу Госвами, его вечную форму Рупы-манджари, говоря: «Твоего мужа нет дома, а твои губы поранены. Может быть, какой-то попугай сделал это?».
Возникает вопрос: «Как так, манджари живут с Радхикой, в Её доме, а где их мужья? Если они 24 часа служат»?
У наших ачарьев может быть много отличий, и нужно подняться на уровень, когда мы научимся эти отличия сглаживать. Потому что, если вот так вот взять, большинство манджари не замужем, и им вообще не нужен муж. У них нет своего дома – они живут с Радхикой.
И выражение «нет мужа» может интерпретироваться по-другому: просто ему еще рано быть, еще не подобрали мужа для манджари. Поэтому многие ачарьи, когда интерпретируют стихи про отпечатки какие-то на теле манджари, объясняют, что это стигматы. Они проявляются из-за очень тесной связи манджари с чувствами Шри Радхики.
Манджари и Радхика – просто не разлей вода. Всё, что чувствует Шри Радхика, сразу отображается на телах манджари, настолько слиты эти бутоны с самим цветком — Шримати Радхарани. Тадиета, «я Твоя».
Даже Кришна говорит: «Я не понимаю! Они чувствуют коти-коти, в десять миллионов раз больше наслаждений, чем Я, хотя они со Мной сейчас не связаны никак. Я – Верховный наслаждающийся. Но они наслаждаются в десять миллионов раз больше!».
Это наслаждение влюбленного, который настолько поглощен мыслями об объекте любви, что испытывает всё то же самое, что и он. При этом ему не нужно надрываться, он просто ощущает то же самое.
Вся игра происходит для зрителя?..
Когда мы смотрим кино, то кто больше наслаждается: актер, который трудится, играя какую-то роль, или тот, кто сидит в театре и смотрит?
Допустим, актер играет роль счастливого. А на самом деле ему уже тошно может быть. Это пример не про Кришну, Ему хорошо всё время. Но совершенно очевидно, что в театре зрители наслаждаются больше.
Разные вайшнавы до Шрилы Рупы Госвами писали, описывая науку о театре, натйа-шастру, что расой больше наслаждается зритель, даже не актер. Если бы актер наслаждался расой, он бы играть не смог. Ачарьи приводят пример к Рама-лиле: когда один актер играл Дашаратху, он умер прям на сцене. Когда Рама ушел в лес, то актер-Дашаратха по-настоящему умер на сцене – так вошел в роль. Но что это за актер, который умер на сцене? Нельзя же до этого доводить! Актерам нужно сдерживать себя, поэтому они не могут наслаждаться расой в полной мере.
Прослушать полную лекцию Е. С. Ананда Вардхана Свами Махараджа с ответами на вопросы можно на YouTube канале по ссылке: